Ясные сны что это



Трактовка ясных и четких снов

С этим вопросом переплетается множество других. Если мы сможем них ответить, это сильно повлияет на наше понимание того, как создается сновидение, и, может быть, мы узнаем, кто видит сон. Это не вопрос интерпретации, но вопрос об источнике сновидения. Как мы уже видели, различные школы по-разному отвечали на этот вопрос.

Кто может видеть сны по мнению народов мира?

Древние греки рассматривали сновидения как внешнюю силу, как встречи с людьми, живущими в городе снов (онейрос демирос). В исламском мире, а также у иудеев, считалось, что существует промежуточный мир кхаял (воображение), который порождает сны. Индусы верили, что истинный сновидец, Великий Вишну, видит во сне Вселенную. Они утверждали, что, хотя человек, ослепленный глупостью, воображает, что он (или тонкое тело) и есть тот, кто видит сон, истина в том, что сознание, бодрствует оно, или спит, или видит сны, все равно одержимо иллюзией майи. Если бы человек смог увидеть истину, тогда, преодолев все состояния сознания, он бы достиг четвертого состояния турия и стал бы истинным «сновидцем». Другими словами, истинным сновидцем они считали высшую жизнь, в которой «Я» — всего лишь преходящая форма, волна, пробежавшая по океану сознания, из которого она родилась.

С другой стороны, теоретики сновидения в первой половине XX века предложили гипотезу о том, что сон происходит из бессознательного — концепцию столь же мифологическую, как и представления древнего мира. Позже сновидения объясняли процессами памяти: в основном они заимствуют информацию из банка памяти, и их материя, как правило, состоит из переработанных личных воспоминаний. Однако, как мы отметили ранее, не все сны представляют собой личные свидетельства. Иногда в сновидение могут вмешиваться другие люди — как в совместном или телепатическом сне. На это возражают, утверждая, что сны, которые отклоняются от «нормы», составляют какие-то 10 процентов от всех сновидений, и потому их можно благополучно игнорировать. Короче говоря, существует мнение, что сон, по сути, состоит из воспоминаний.

Эта модель утверждает, что подсознательно воспринятые образы дневного мира (дневной остаток и забытые воспоминания) — это строительный материал сновидения, и что сон — это придаток повседневной действительности. Унизительная зависимость сна от повседневности заканчивается там, где мы находим мост (интерпретацию), по которому сновидение возвращается из далекого ночного мира в реальную жизнь человека. В конце концов, цель всей интерпретации состоит в том, чтобы спасти или избавить сновидение (собственная метафора Фрейда) от ночного бреда ради сохранения здравого смысла в повседневном мире. Даже функция снов ограничивается тем, что они должны удовлетворять наши насущные потребности: «Мы читаем их в поисках сообщений о жизненных ситуациях, вариантах и взаимоотношениях, относящихся к нашей сознательной жизни, к ее проблемам, чувствам и мыслям.

С помощью сна мы можем вспомнить то, что было забыто нами в прошлом, ощутить, что мы упустили в настоящем или принять решение относительно будущего, если прочтем сон как пророчество»— так мы сможем лучше приспособиться к реальной жизни. Таким образом, говоря о сновидении, мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, мы твердо уверены, что сновидение принадлежит ночному миру. С другой стороны, мы настаиваем на том, что это дитя ночи является наследником дневного мира (воспоминаний), и заставляем его возвращаться в привычную реальность, переводя его речь на привычный для нас язык, рассматривая его как «послание, которое нужно расшифровать на благо нашей действительности (Фрейд) или как компенсацию ее (Юнг)».

Откуда берутся сновидения?

Компромисс между требованиями романтического ночного мира и нуждами рациональной повседневности выливается в нашу неспособность точно определить, кто видит сон и какому из миров принадлежит сновидение.

Мы говорим, что сновидение — явление личное, а значит, субъективное, но когда мы просыпаемся, мы попадаем в сферу общественных явлений, то есть в сферу объективную. Будучи личным, мир сновидений одинок, повседневность же — это общая социальная реальность. Первое — иррационально, второе — материально. В течение дня мы так или иначе сохраняем непрерывность. В то же время мир снов разорван. Это делает сновидение исключительно внутренним явлением, недоступным, возможно, даже для самого спящего после того, как он просыпается. Кроме того, мы участвуем в сновидении помимо своей воли, а в часы бодрствования мы несем ответственность за наш выбор.

Особенности ясных снов

Дихотомия между иррациональностью мира снов и здравым смыслом повседневного мира разбилась вдребезги, когда в 1985 году было экспериментально подтверждено существование ясного сна. Проведенные исследования разрушили границу между реальным и иллюзорным, между миром дня и миром снов. С исчезновением границы между объективным миром нашей действительности и субъективным миром сновидений растаяли все различия между одиночеством и общностью, личным и общественным, непроизвольным и сознательным. И вновь возникли извечные вопросы: какому миру принадлежит сновидение? Дню или ночи? Какой вид человеческого сознания работает во сне?

Наверное, лучше всего представить ясное сновидение как форму сна, принципиально отличную от всех типов сновидений, которые мы до сих пор обсуждали. Очень простое определение ясного сна состоит в том, что человек знает, что он спит. Термин ясное сновидение был введен Фредериком ван Эйденом, который использовал слово «ясный», чтобы указать на ясность ума в момент сновидения, в противоположность «нормальным» снам, когда мы не осознаем, что спим, и полагаем, что состояние бодрствования только косвенно присутствует во сне, как образы воспоминаний. Такой сон, не имея доступа к воспоминаниям, развивается по инерции.

Однако в ясном сне сохраняется непрерывность, и сознательная память остается доступной, что непосредственно связывает спящего с опытом бодрствования, позволяя ему отличать события сновидения от событий повседневно го мира. «Пробуждение» в сновидении никоим образом не нарушает и не прерывает состояние сна. Наибольшее противоречие ясных снов состоит в том, что частный, бессознательный мир сновидения необъяснимо переходит в состояние, где вы осознанны (сознательны) и в то же время спите.

Степень ясности во сне может сильно варьироваться. В ее высшем качестве спящий осознает, что обладает двойным сознанием — он осознает все, что происходит во сне, и сохраняет непрерывность бодрствующего осознания. Кроме того, присутствует волевой контроль над происходящим во сне. На ранней стадии ясности спящий может испытывать ее по-разному. Ясность может прийти, когда спящий не способен точно определить, бодрствует он или видит сон; или когда происходит ложное пробуждение — спящий просыпается только во сне, но с чувством, что он проснулся по-настоящему. Обычно, когда с приходом ясности люди понимают, что они видят сон, это внезапное ощущение может встряхнуть их так, что они просыпаются, и на этом сновидение заканчивается.

Ясные сны в Античности

Короткая историческая перспектива может показать нам, что ясное сновидение было распространено еще во времена античности. Это подтверждает тот факт, что люди интересовались состояниями сознания, лежащими за гранью обычной дневной действительности, и осознавали их. Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал: «Зачастую, когда человек засыпает, в его сознании есть нечто, заявляющее, что происходящее — только сон». Самое раннее свидетельство о ясном сне сохранилось в письме, написанном в 415 году святым Августином.

К VIII веку тибетские буддисты уже выработали особую сложную технику для того, чтобы полностью сохранять в сновидении бодрствующее сознание. В XII веке святой Фома Аквинский ссылался на ясное сновидение, цитируя предположение Аристотеля о том, что сила чувств во время сна остается неизменной. Он сказал: «Не только воображение остается свободным, но и здравый смысл частично освобожден; так что во сне человек иногда может рассудить, что то, что он видит, — это сон, и отличить вещи от их образов».

Понимание ясных снов в XIX веке

С наступлением XIX века вокруг ясного сновидения разгорелись споры. Первопроходцами стали многие ученые, которые старательно вели дневники своих снов. Возможно, самое детальное исследование предпринял маркиз Эрве де Сен-Дени, профессор китайского языка. На протяжении примерно двадцати лет он вел записи, которые вошли в книгу «Сновидения, и как управлять ими» (1867). Ф. В. X. Майерс, профессор классической филологии Кэмбриджского университета и один из основателей Общества психических исследований, очень старался достичь ясности сновидений и жаловался, что ему это удалось только в трех снах из тех трех тысяч ночей, когда он понимал, что видит сон.

Фрейд знал о таких снах и полагал, что ясность является основой сновидения: «Я прихожу к заключению, что всегда, будучи в состоянии сна, мы точно знаем, что мы видим сон, и также знаем, что мы спим». По его мнению, это, по-видимому, происходит на уровне цензора или предсознания, как чисто защитный механизм. Застигнутый врасплох сновидением, которое проскользнуло мимо него и зашло слишком далеко, цензор видит, что уже слишком поздно подавлять пугающие символы, которые могут разбудить спящего, и пытается уменьшить их силу, говоря, что «это только сон». Так он успокаивает тревогу, вызванную сновидением. Однако Фрейд признавал, что «есть люди, которые ночью очень ясно осознают, что они спят и видят сон. Похоже, что они обладают способностью сознательно управлять своими снами. Если, например, такой спящий не удовлетворен тем, какой поворот приняли события в его сне, он может прервать его, не просыпаясь, и начать все сначала, но уже в другом направлении так популярный драматург, если на него надавить, может написать для пьес более счастливый конец».

Растущая дискуссия о ясных сновидениях не означает, что они признаны учеными или научным сообществом. Напротив, невзирая на многочисленные личные свидетельства о ясных сновидениях, эти заявления оспариваются в силу философских причин. Как человек может сознавать, что он спит? Ощущение спящего, что он осознает себя в сновидении, объясняется как краткое или частичное пробуждение — микропробуждение. Любое пробуждение, частичное или краткое, подразумевает физиологическое изменение состояния от сновидения к бодрствованию. Другими ело вами, спящий действительно просыпается на долю секунды, и память об этом микропробуждении сохраняется в продолжение сна. В результате у человека создается впечатление, что он не спит.

Современные исследования ясного сна

Как бы не успокаивали нас эти рассуждения, теперь у нас есть конкретное доказательство того, что механизм ясного сна совершенно другой. Спящие достигали ясности, в то время как приборы в лаборатории точно регистрировали различные модели их сна. Поскольку человеческая физиология по-разному реагирует в трех состояниях — бодрствования, сна и сновидения, исследователи мог ли бы немедленно определить начало сна и узнать, просыпался ли спящий на мгновение, прежде чем снова погрузиться в сон. Лабораторные данные не подтвердили механизм пробуждения, но действительно впечатляющим аспектом этих исследований было не только подтверждение ясных сновидений. Исследователи разработали способ, с помощью которого спящий мог общаться с ними и одновременно продолжать видеть сон.

Поскольку мускульная система во время сна инертна, единственным способом подать сигнал о наступлении ясности было движение глазами. Было решено, что заранее установленное число ярко выраженных движений глазами будет использоваться как сигнал, чтобы подтвердить, что спящий переживает ясность, например, он будет двигать глазами слева направо три раза. Во время обычного сновидения движение глаз обычно непроизвольно. Ученые рассуждали так, если во время сновидения человек проделывает особые, условленные движения глазами, это может убедительно доказывать тот факт, что человек находился в состоянии ясности, а лабораторное оборудование засвидетельствует, что он в этот момент спал и видел сон. Движения глаз можно было уловить с помощью ЭОГ (электро- окулограммы), которая представляет собой объективную запись периода ясности в процессе сновидения.

В 1975 году Алан Убрели, англичанин, который уже давно видел ясные сны, был снабжен обычным КЕМ-оборудованием, которое установила Кейт Херн, аспирантка в лаборатории сна университета Халла в Англии. Убрели получил инструкции двигать глазами слева направо точное количество раз, если он осознает, что видит ясный сон. Когда Убрели достиг ясности, он вспомнил о сигнале и сделал особые движения глазами. Записи ЭЭГ показали, что Уорсли находился в состоянии глубокого сна в КЕМ-периоде, а ЭОГ свидетельствовала, что он подал глазами установленный сигнал. В течение года Уорсли провел сорок пять ночей в лаборатории сна и увидел восемь ясных снов, и в каждом ЭОГ показала, что он подавал сигнал глазами всякий раз, когда начинал осознавать, что видит сон.

Не зная о работе Кейт Херн, Стивен Лаберж, молодой физиолог, ставший исследователем снов в США, автор книги «Ясное сновидение», провел в сущности такой же эксперимент с самим собой в качестве испытуемого. Он также добился успеха и мог подавать сигнал глазами. Ясный сон был еще раз успешно определен. Объективные лабораторные доказательства теперь были получены по обе стороны Атлантики, и они подтвердили, что ясные сновидения действительно существуют.

Новый подход в изучении сновидений

Тот факт, что люди, которые видят ясные сны, осознают, что они спят и могут общаться с внешним миром с помощью условных сигналов, позволил предложить совершенно новый подход к изучению сновидений. Мир снов больше не был изолирован от повседневной реальности. Испытуемых могли попросить выполнить во сне какое-то заранее выбранное действие, и это могло быть зарегистрировано. Эксперименты, проведенные Лабержем в исследовательских лабораториях сна Стэндфордского университета, помогли понять состояние сновидения, а также изучить его связи с обычной действительностью.

Эти эксперименты открыли совершенно новую область дискуссии в философии, психофизиологии и неврологии. Три эти дисциплины давно интересовались взаимосвязью между разумом и телом. Ясные сны опровергли ошибочное представление о сновидении как о чисто умственной деятельности, которая не оказывает влияния на тело. С помощью тщательно контролируемых экспериментов было доказано, что если человек задерживал дыхание (или часто дышал) во сне, соответствующие изменения дыхания происходили у него и в состоянии бодрствования.

Известно, что левое полушарие мозга показывает повышенную активность в процессе речевого общения или аналитического мышления, в то время как активность правого полушария возрастает во время решения пространственных задач и целостного мышления. Мозговая активность обоих полушарий заметно отличается в зависимости от того, в какой именно вид умственной активности вовлечен человек в данный момент. Исследования ясных снов показали, что, когда люди во сне пели или считали, мозговая активность была такой же, как в случае, когда они выполняли те же действия в состоянии бодрствования.

Временной эксперимент с ясными снами

Был проведен очень интересный эксперимент, связанный с погрешностью во времени в состоянии сновидения. Спящий должен был подать исследователям сигнал о начале и окончании счета, а те измеряли время по секундомеру. Счет от одного до десяти занял у спящего тринадцать секунд (по секундомеру). Смысл счета был в том, чтобы измерить задержку во времени (она составила десять секунд) в состоянии сна. Это, казалось бы, указывало на то, что в сновидениях время течет медленнее, чем в со стоянии бодрствования. Однако когда того же человека попросили сосчитать до десяти, когда он проснулся, это заняло у него те же тринадцать секунд по секундомеру!

Сексуальная активность, кажется, составляет наибольшую часть ясных снов у многих людей, особенно у женщин. Патрисия Гарфилд сообщает, что две трети ее ясных снов имели сексуальное содержание и около половины этих снов закончились оргазмом. Во время предварительных исследований с участием двух сновидящих обе сообщали о сексуальном возбуждении и оргазме в своих ясных сновидениях, и во время секса во сне они показывали модели физиологической активности, которые близко напоминали те, что сопровождают соответствующие ощущения в бодрствующем состоянии, кроме сердечного ритма.

Эти эксперименты доказали, что ясные сны, похоже, нарушают все правила, которые мы создали для реальности. Если секс во сне похож на реальный опыт, если погрешность во времени во сне такая же, что и после пробуждения, если считать и петь во сне — это то же самое, что петь и считать «по-настоящему», не предполагает ли все это, что ясное сновидение (и вообще сновидение) больше похоже на действие, чем на воображение? Если реальность сновидения вызывает те же физиологические изменения, что и похожее событие в реальной жизни, почему мы должны считать, что одни события — в состоянии бодрствования — «реальны», а другие — события сновидения — нереальны? Фактически, как полагают индусы, единственное, что мы можем утверждать, так это то, что сновидение настолько же «реально» и «нереально», как и действительность. Но как же мы ответим на заданный вопрос: кто видит сон?

Чем ясные сны отличаются от других видов снов?

Ясные сны настолько живые, что они, кажется, граничат с бодрствованием. И все же ясный сон отличается от большинства наших реальных впечатлений. Однако он отличается и от нашего нормального опыта сна. Ясные сны не подходят под традиционное определение сновидения. Отличительный признак «нормальных» снов в том, что спящий не обладает способностью психически отражать действительность, как мы это делаем в состоянии бодрствования. Однако, получив ясность, спящий получает и эту способность к самоотражению. Если ясность является отклонением в процессе сновидения, сон станет абсурдным? Не нарушает ли сновидение свои собственные правила? Именно потому, что сновидящий мозг показывает совершенно другие характеристики по сравнению со спящим мозгом, сновидения были названы парадоксальным сном.

Также и ясность рассматривалась как парадоксальное сновидение, потому что она очень отличается от обычного сновидения — ясность подразумевает двойное сознание. Возможно, именно поэтому ясные сны бросают вызов нашему мировоззрению: они могут легко совмещать способность активно участвовать, которая отличает нашу обычную жизнь, с пассивным потоком сновидения. Гарри Хант указывал, что без ясного сновидения у нас была бы только ложно упрощенная идея о том, чем являются сновидения и чем они могут являться. Однако, продолжает он, было бы ошибкой относиться к ясному сновидению как к абсолютно уникальной и непревзойденной форме сознания.

Связь ясных снов с медитацией

Исследования привели Ханта к тому, что он стал связывать ясные сновидения с медитацией. Он полагал, что ясное сновидение может помочь прояснить темные аспекты природы и целей медитации. Оба состояния предполагают отрешенное восприятие повседневной реальности — первое в сновидении, а второе в состоянии бодрствования. Продолжительные медитации могут постепенно привести к состоянию «ясности», а ясные сны могут становиться все более и более визуальными и осознанными. Другими словами, ясное сновидение может спонтанно вызвать состояние, являющееся целью медитации — спокойную осознанность. Он рассматривал ясное сновидение как один из видов медитативного состояния — возможно, даже как обязательный первый шаг к ясному медитативному сознанию.

Возможно, высшее состояние сознания не имеет ни имени, ни формы, потому что в нем нет никаких качеств. Оно пронизывает сознание, и все же оно за пределами сознания — «как дырка в бумаге, которая хоть и в бумаге, но не из бумаги». Может быть, это состояние и есть источник сновидения — истинный «тот, кто видит сон»?

Источник статьи: http://www.astromeridian.ru/sonnik/yasnyj_son.html

Ясные сны

©Из книги «Йога сновидений и практика естественного света» Чогьял Намхай Норбу Ринпоче

Природа и классы сновидений

В сутре Будда Шакьямуни, используя множество метафор, описывает феноменальный мир, который мы обычно считаем реальным. Эти метафорические описания уподобляют нашу реальность падающей звезде, оптической иллюзии, мигающей масляной лампе, каплям росы на рассвете, пузырькам воздуха в воде, молнии, сновидению и облакам. Согласно Будде, все совокупное существование, все дхармы и фактически все явления на самом деле нереальны и мгновенно изменяются, как и явления, приведенные в качестве примеров.

В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры, чтобы показать сущностную природу нашего нереального состояния. Сюда входят отражение луны в воде, мираж, город, составленный из звуков, радуга, отражение в зеркале, а также сновидения.

Пример сновидения включен в эти сутры, так как все мы знаем, что, изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного. Даже если обнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равно в самом сновидении нет ничего конкретного или реального.

Хотя существует много разных условий, которые могут привести к сновидению, их результат — сновидение — можно в целом разделить на две основные категории: сновидения общего вида, возникающие из кармических следов, и другие сновидения, возникающие из ясности ума.

В категории сновидений, вызванных кармой, существуют сновидения, в основном связанные с тремя состояниями существования: телом, энергией (или речью) и напряжением ума индивидуума; есть и другой класс, связанный с кармическими следами. Последний имеет три причины, а именно следы кармы, берущие начало в прошлой жизни, в юности, и в недавнем прошлом индивидуума.

В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому из трех состояний существования относятся сновидения больного. Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных причин проблемы.

Что имеется в виду под сновидением, связанным с тремя существованиями индивидуума? Эти сновидения возникают вследствие любых переживаний тела, речи или ума. Таким образом, переживания, непосредственно связанные с элементами индивидуума, с его энергией и эмоциями, могут стать причинами мгновенного проявления некоторых переживаний сновидения — хороших, плохих или нейтральных.

Например, человек, который спит на кровати в неудобной позе, может испытывать дискомфорт или ощущать боль. Неудобство может тут же стать причиной отрицательного сновидения. Или если человек не может хорошо спать из-за затрудненного дыхания, могут возникнуть сновидения, где он видит, что задыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, что чувства, такие как радость или грусть, связанные с умом, также могут стать незамедлительной вторичной причиной сновидений. Таковы примеры сновидений, связанных с состояниями трех существований индивидуума.

Что касается сновидений, связанных со следами кармы, то некоторые из них берут начало в предыдущей жизни. В сновидениях такого вида могут появиться незнакомые вещи, которых человек не знал в этой жизни, такие как образы другой страны или странных людей, у которых незнакомые обычаи или язык. Эти сновидения могут так часто повторяться, что сновидец хорошо освоится в незнакомом мире. Такие переживания предполагают существование очень сильной привычки в прошлой жизни, которая оставила кармический след в индивидууме. Или можно увидеть во сне незнакомую страну и странного человека, который хочет причинить вред или убить сновидца; в результате у сновидца возникает очень сильное чувство страха. Иногда это означает, что подобная ситуация существовала в предыдущей жизни; это сильно повлияло на состояние человека и оставило кармический след. Этот след вновь появляется, когда созревают вторичные условия. Таков первый вид кармических сновидений, он проявляется нечасто.

Причины кармических сновидений второго вида развивались в молодости сновидца. В молодости человека могли внезапно испугать, мог произойти несчастный случай, это переживание оставило след. Поэтому позже в жизни повторяются сновидения, связанные с таким событием буквально или тематически. Или если, например, в детстве кто-то пережил землетрясение, вызвавшее большой страх, то существует возможность того, что позднее в жизни этот след может активизироваться соответствующими вторичными причинами, такими как переживание другого землетрясения.

В третий вид кармического сновидения входят сны, проистекающие из недавних действий, глубоко затронувших человека. Возможно, человек был очень рассержен некоторое время назад и, как следствие, мог с кем-то сражаться. Такой интенсивный гнев оставляет след; вследствие этого возникает сновидение, сходное по ситуации или теме.

Причины всех трех видов сновидений главным образом кармические, то есть, связаны с событием, которое глубоко затронуло человека и оставило следы напряжения, страха или другой сильной эмоции. Если оставлены следы, то логично, что сновидения на подобную тему будут возникать более часто.

Существуют некоторые подобные разновидности сновидений, связанные с ясностью индивидуума, то есть сны, которые связаны с тремя существованиями, а также с кармическими следами индивидуума.

Относительно вида ясного сновидения, связанного с тремя существованиями, можно отметить, что все человеческие существа имеют в своей реальной природе бесконечный потенциал и непроявленные качества. Хотя Солнце сияет постоянно, иногда мы не можем его видеть из-за плотных облаков, а иногда можем между облаков увидеть его на несколько мгновений. Подобным образом иногда ясность индивидуума спонтанно проявляется; один из результатов этого — появление сновидений ясности.

Люди, которые практикуют Дхарму, пытаются расслабиться через релаксацию тела, энергии и ума элементы и энергии уравновешиваются, и благодаря этой вторичной или мгновенной причине появляются различного рода ясные сновидения. Это особенно верно для того, кто делает практику, связанную с чакрами, или каналами, которые контролируют прану, или энергию.

У некоторых индивидуумов ясные сновидения возникают благодаря ясности ума, даже без необходимости применять с их стороны вторичные методы релаксации тела или контроля энергии. Когда практикующий достаточно зрел и развит, то уменьшаются препятствия, которые обычно затемняют естественную ясность ума. Если следовать аналогии с солнцем, то облака в значительной степени рассеиваются и бесконечные лучи ясного света солнца способны проявляться непосредственно.

Когда все условия верны и тело, речь и ум релаксированы благодаря развитой практике, проявляется множество разного рода ясных сновидений, некоторые из которых предвещают будущее событие. Также, подобно обычным сновидениям, которые имеют кармические следы из прошлых жизней, могут пробудиться ясные сновидения прошлой кармы. В зависимости от способностей сновидца появляется возможность вспомнить прошлую жизнь во всей ее полноте. Сто или даже сто тысяч жизней можно припомнить в сновидении. В описаниях жизни Бодхисаттв (просветленных), и архатов мы можем прочитать об этих необычных сновидениях, появляющихся благодаря незатемненной ясности.

В качестве примера сновидений ясности, которые могут возникнуть у практикующего как результат кармических следов, накопленных в молодости, можно привести следующее. В раннем возрасте человек мог встретить многих необычных учителей, или получить учения и уполномочивания, или обучаться методам практики. Позже у этого человека появляются об этом сновидения, в которых он входит вглубь этого знания. Человек может даже получить в сновидении знание или методы практики, о которых он никогда ранее не слышал. Может быть множество сновидений такого рода.

Ясные сновидения, связанные с недавними переживаниями, могут возникать следующим образом: человек читает что-нибудь, может быть, очень важный текст Дхармы, или был глубокий разговор о Дхарме. Это может стать причиной появления сновидений, имеющих дело с прошлым, настоящим или даже с будущим.

Таковы основные виды ясных сновидений. Они являются продолжением и развитием обычного сновидения и возникают главным образом у практикующих, у которых уже есть некоторый опыт работы со своими сновидениями или которые имеют опыт сохранения ясности и осознавания в сновидении. Это виды сновидений, проявляющихся благодаря ясности ума, или ригпа.

Многие методы практики Дхармы, которым мы обучаемся в состоянии бодрствования, при развитии осознавания во сне могут быть применены в состоянии сновидения, фактически вы можете развить эти практики легче и быстрее во время сна, если у вас есть способность пребывать в ясности. Есть даже книги, в которых говорится, что если человек применяет практику во сне, то эта практика в девять раз эффективнее, чем когда она применяется в часы бодрствования.

Сновидение нереально. Когда мы откроем это для себя в сновидении, огромная сила этого постижения может устранить препятствия, связанные с обусловленным видением. По этой причине практика сновидения очень важна для освобождения от наших привычек. Эта мощная поддержка нужна нам еще и потому, что эмоциональные привязанности, обусловленность и укрепляющееся эго, которые составляют нашу обычную жизнь, многие и многие годы усиливались.

В реальном смысле все наши видения на протяжении жизни подобны большому сну. Если их хорошо исследовать, то окажется, что большой сон жизни и малые сновидения одной ночи различаются не очень сильно. Если взглянуть прямо на сущностную природу обоих, мы увидим, что на самом деле нет разницы между ними. И если благодаря такому постижению мы наконец сможем освободиться от цепей эмоций, привязанностей и эго, у нас будет возможность стать окончательно просветленными.

Словарь

Шакьямуни — это исторический Будда, который, родившись принцем Сиддхартхой, отрекся от царствования после того, как увидел страдания мира; он достиг окончательного просветления.

Дхармы: истина, законы и основные реальности. Этот термин в единственном числе применяется для описания пути к просветлению.

Кармические следы: согласно доктрине кармы, все действия сопровождаются неизбежными, но не обязательно немедленными последствиями. Термин «кармические следы» относится к «семенам», которые существуют как непроявленные потенциальности, созревают, когда появляются необходимые вторичные условия.

Чакры: нематериальные психические центры, расположенные в особых местах тела. Согласно буддийской философии, основные чакры находятся на макушке головы, в области горла, сердца, пупка и гениталий.

Каналы: нематериальные меридианы, через которые внутренние ветры, называемые праной, проходят по телу.

Прана: внутренние ветры, которые, согласно Норбу Ринпоче, проходят в теле, и опытные практикующие Янтра-йоги могут их направлять, чтобы увеличить энергию, кровообращение и концентрацию.

Ригпа — осознавания или чистое присутствие естественного самосовершенного ума. Дополнительные комментарии см. в книге Намхая Норбу «Круг дня и ночи».

Ночная практика — ночь очень важна для людей, так как половина нашей жизни проходит ночью; но часто мы бываем склонны «проспать» все это время без каких-либо усилий и обязательств. Должно быть реальное осознание того, что практика продолжается в любое время, даже во время сна или приема пищи. Если этого не происходит, то продвинуться на пути очень трудно.

Поэтому практика ночи очень важна, и я объясню ее.

Когда говорят о «практике ночи», мы обычно подразумеваем практику ясного сновидения. Существует много объяснений ясного сновидения. Но в учении Дзогчен практика работы со сновидениями и развитие ясности не являются основополагающими. Это вторичная практика. В случае практики сновидения «вторичная» означает, что эта практика может возникать спонтанно в результате выполнения основной практики, называемой практикой естественного света.

Практика естественного света – имеет дело с состоянием перед сновидением. Например, человек засыпает; «засыпает» означает, что все его чувства растворяются в нем. С этого момента есть такой промежуток, переходный период, пока не начнется сновидение. Этот период может быть длинным или коротким.

У некоторых людей состояние сновидения начинается почти сразу же после засыпания. Но что означает «начинается состояние сновидения»? Это значит, что ум снова начал работать.

И наоборот, то, что называется состоянием естественного света, не есть момент или состояние, при котором работает ум. Это период, который начинается, когда вы засыпаете, и заканчивается, когда ум снова начинает работать. Что существует после этого? После этого существует то, что мы называем милам бардо.

Бардо буквально означает «промежуточное состояние». Существует шесть разновидностей бардо:

1) обычное, пробужденное, бодрствующее состояние (тиб. kye ne bardo). Это переживание бодрственной или осознаваемой реальности, как мы ее знаем;

2) состояние сна (тиб. милам бардо). Это переживание во время сновидения, пока мы спим;

3) бардо медитации (тиб. самтен бардо). Включает все переживание медитации от первоначальной медитации вплоть до полной реализации;

4) бардо процесса умирания (тиб. чилкай бардо). Это процесс, во время которого пять элементов: пространство, воздух, вода, огонь и земля, составляющие тело, растворяются одно в другом.;

5) бардо реальности (тиб. чоньид бардо). Приводит к возникновению призраков и переживаний типа галлюцинаций, которые являются следствием ваших кармических предрасположенностей. Эти галлюцинаторные видения сходны по природе с образами в сновидениях. Поэтому способность к ясному сновидению может быть полезной для понимания их как иллюзии. Согласно Тибетской книге мертвых, переживание просветления возможно, если вы можете сохранять видение, что все пугающие, устрашающие переживания — не что иное, как манифестация вашего собственного ума;

6) сипа бардо — бардо поиска перерождений в сансаре, соответствует тибетскому взгляду буддистов на перерождение, перевоплощение. Сипа бардо определяет процесс, посредством которого индивидуум будет перерожден в одной из шести сфер (сфере богов, полубогов, человеческой сфере, сфере животных, голодных духов или адской сфере) в зависимости от кармы.

Есть соответствие между состояниями сна и сновидения и нашими переживаниями, когда мы умираем. Когда человек умирает, прежде всего, исчезают все чувства. Говоря о состояниях бардо, мы говорим о моменте, когда чувства исчезают в нас, как о бардо момента умирания, чокьи бардо. В этот момент человек испытывает множество ощущений исчезновения или ухода чувств.

Бодхисаттва — человек, достигший состояния нирваны, но решивший остаться в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь в достижении спасения всем живым существам, является идеалом «постигшего истину».

Источник статьи: http://horoscopes.vtomske.ru/dream/32.html


Adblock
detector